Учебный предмет
|
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2022 г.
|
Русский язык
|
Все основные характеристики экзаменационной работы
сохранены. В работу внесены следующие изменения.
1. Из части 1 экзаменационной работы исключено
составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную
информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено
составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
2. Изменены формулировка, оценивание и спектр
предъявляемого языкового материала задания 16.
3. Расширен языковой материал, предъявляемый для
пунктуационного анализа в задании 19.
4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70
до 150 слов.
5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59
до 58.
|
Математика (базовый
уровень)
|
1. Удалено задание 2, проверяющее умение выполнять
вычисления и преобразования (данное требование внесено в позицию задачи 7 в
новой нумерации).
2. Добавлены задание 5, проверяющее умение выполнять
действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить
и исследовать простейшие математические модели.
3. Количество заданий увеличилось с 20 до 21,
максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 21.
|
Математика
(профильный уровень)
|
1. Удалены задания 1 и 2, проверяющие умение
использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной
жизни, задание 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами.
2. Добавлены задание 9, проверяющее умение выполнять
действия с функциями, и задание 10, проверяющее умение моделировать реальные
ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших
случаях вероятности событий.
3. Внесено изменение в систему оценивания:
максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 13, проверяющего
умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и
векторами, стал равен 3; максимальный балл за выполнение задания повышенного
уровня 15, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
4. Количество заданий уменьшилось с 19 до 18,
максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 31.
|
Физика
|
1. В 2022 г. изменена структура КИМ ЕГЭ, общее
количество заданий уменьшилось и стало равным 30. Максимальный балл
увеличился до 54.
2. В части 1 работы введены две новые линии заданий
(линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный
характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов
курса физики.
3. Изменена форма заданий на множественный выбор
(линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в
2022 г. в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти
предложенных утверждений.
4. В части 2 увеличено количество заданий с
развёрнутым ответом и исключены расчётные задачи повышенного уровня сложности
с кратким ответом. Добавлена одна расчётная задача повышенного уровня
сложности с развёрнутым ответом и изменены требования к решению задачи
высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо
представить обоснование использования законов и формул для условия задачи.
Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два
критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического
решения задачи.
|
Химия
|
1. В экзаменационном варианте
уменьшено с 35 до 34 общее количество заданий. Это достигнуто в результате
объединения контролируемых элементов содержания, имеющих близкую тематическую
принадлежность или сходные виды деятельности при их выполнении.
- Элементы содержания «Химические свойства
углеводородов» и «Химические свойства кислородсодержащих органических
соединений» (в 2021 г. – задания 13 и 14) будут проверяться заданием 12. В
обновлённом задании будет снято ограничение на количество элементов ответа,
из которых может состоять полный правильный ответ.
- Исключено задание 6 (по нумерации 2021 г.), так
как умение характеризовать химические свойства простых веществ и оксидов
проверяется заданиями 7 и 8.
2. Изменён формат предъявления условий задания 5,
проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, и задания 21 (в
2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов:
в текущем году потребуется не только определить среду раствора, но и
расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды (рН).
3. Включено задание (23), ориентированное на
проверку умения проводить расчёты на основе данных таблицы, отражающих
изменения концентрации веществ.
4. Изменён вид расчётов в задании 28: требуется
определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».
5. Изменена шкала оценивания некоторых заданий в
связи с уточнением уровня их сложности и количеством мыслительных операций
при их выполнении. В результате этого максимальный балл за выполнение работы
в целом составит 56 баллов (в 2021 г. – 58 баллов).
|
Биология
|
1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1);
вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты
эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и
организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).
2. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6)
в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
3. Задания, проверяющие знания и умения по темам
«Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система»,
объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два
задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система»,
а два –
по теме «Организм как биологическая система».
4. В части 2 практико-ориентированные задания (линия
22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках
планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания
оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 г.
|
История
|
1. Из работы исключён ряд заданий на работу с
письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание
на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021
г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
2. Исключено историческое сочинение (25 по нумерации
2021 г.).
3. Часть заданий, нацеленных на проверку
определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие
расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не
проверявшихся в экзаменационной работе.
- Задание на проверку знания исторических понятий с
кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с
развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать
эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
- Из задания на работу с информацией, представленной
в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории
зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных
исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических
объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей
нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой)
(15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения
соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, –
историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с
изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с
развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим
самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного
с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей
экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо
задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с
развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по
теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.)
усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19
по нумерации 2022 г.).
4. В экзаменационную работу добавлено новое задание
на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
5. Из заданий, предполагающих множественный выбор (6
и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество
правильных элементов ответа.
6. Время на выполнение экзаменационной работы
сокращено с 235 до 180 минут.
|
География
|
1. Общее количество заданий сокращено с 34 до 31.
При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
2. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий
(задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию,
недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации
географических объектов по заданным основаниям.
3. Изменён контекст задания 13, проверяющего умение
использовать географические знания для установления хронологии событий в
геологической истории Земли.
4. В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по
конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР
для 11 класса:
– задание 3, проверяющее умение использовать знания
об основных географических закономерностях для решения определения и
сравнения свойств географических объектов и явлений;
– задание 8, проверяющее умение использовать
географические знания для установления взаимосвязей между изученными
географическими процессами и явлениями;
– задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к
тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения
положения и взаиморасположения географических объектов, для описания
существенных признаков изученных географических объектов, процессов и
явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических
процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений,
установления причинно-следственных связей между ними;
– задание 31, проверяющее умение использовать
географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные
экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать
географические знания и информацию для решения проблем, имеющих
географические аспекты.
|
Обществознание
|
1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по
нумерации 2021 г.
2. Задание с кратким ответом на анализ графика
спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с
развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по
проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция
25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22
(по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное
задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом
по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
(задание 23 по нумерации 2022 г.).
7. Задание на составление плана развёрнутого ответа
по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное
задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения
(задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до
180 минут.
|
Литература
|
1. Обогащён литературный
материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в.,
отечественная литература ХХI в.; включена зарубежная литература:
- в заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики
могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий
разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении
заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не
только из отечественной, но и из зарубежной литературы;
- в некоторых формулировках тем сочинений части 2
предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или
зарубежной литературы (по выбору участника).
2. Количество заданий базового уровня сложности (с
кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация
заданий.
3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1
(5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на
«диалог искусств»).
4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее
– 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для
сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных
заданий.
5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное
количество
слов – 200).
6. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл
оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на
теоретико-литературные понятия».
Введены критерии оценивания грамотности.
Изменён максимальный
первичный балл за
выполнение всей экзаменационной работы – 55 (в 2021 г.
– 58 баллов).
|
Иностранные языки
(английский, немецкий, французский, испанский языки)
|
В экзаменационную работу 2022 г. были внесены
изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»).
Раздел 4 («Письменная речь») экзаменационной работы
2022 г. состоит из 2 заданий с развёрнутым ответом.
1. В задании 39 предлагается написать электронное
письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по
переписке. В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены
изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за
выполнение задания 39 не изменилось (6 баллов).
2. В задании 40 необходимо создать развёрнутое
письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы
и выразить своё мнение по теме проекта. Задание 40 является альтернативным
заданием; экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания (40.1
или 40.2) и выполняет его. В связи с изменением вида письменной работы были
внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество
баллов за выполнение задания 40 не изменилось – 14 баллов.
В раздел 5 «Говорение» экзаменационной работы 2022
г. внесены следующие изменения.
1. В задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено
количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4.
Соответственно, максимальное количество баллов за выполнение задания 2 – 4
балла.
2. В задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо
ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос
интервьюера оценивается от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов за
выполнение задания 3 – 5 баллов.
3. В задании 4 предлагается оставить голосовое
сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом
сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта,
обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить своё мнение по теме
проектной работы.
Соответствующие изменения были внесены в критерии
оценивания выполнения задания. Максимальное количество баллов за выполнение
задания 4 – 10 баллов.
4. Время выполнения
письменной части работы увеличено на 10 минут и составляет 3 часа 10 минут.
Время выполнения заданий устной части работы увеличено на 2 минуты и
составляет 17 минут.
|
Китайский язык
|
В экзаменационную работу 2022 г. были внесены
изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»).
1. В задании 28 раздела «Письменная речь»
предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на
письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В связи с изменением вида
письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания выполнения
задания.
2. Повышены требования к объёму ответов в заданиях
28 и 29 раздела «Письменная речь».
3. В задании 3 раздела «Говорение» предлагается
оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная
работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к
теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить своё мнение
по теме проектной работы. Соответствующие изменения были внесены в критерии
оценивания выполнения задания.
|
Информатика
|
1. Задание 3 будет выполняться с использованием
файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких
таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена
прошлых лет).
2. Задание 17 будет выполняться с использованием
файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для
обработки с использованием массива.
3. Задание 25 будет оцениваться исходя из
максимального балла за выполнение задания равного 1. Максимальный балл за
выполнение всей работы составит 29 (в 2021 г. – 30).
|