Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП (вариант 8.3) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП (вариант 8.3) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования (далее – ОВЗ) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной основной образовательной программы – вариант 8.3.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В основу разработки АООП (вариант 8.3) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Общая характеристика. АООП (вариант 8.3) предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательную деятельность за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. Учреждение обеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Для обеспечения освоения обучающимися с РАС АООП (вариант 8.3) может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов, как самого учреждения, так и иных организаций.
Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.